Близится праздник влюбленных, и мы не можем оставаться в стороне. И сегодня мы расскажем о том, что традицией посылать открытки анонимно можно было пользоваться для объяснений не только в любви. Анабелла Поллен, историк искусства из Брайтонского университета, обнаружила валентинки ненависти, когда готовила выставочный проект о любви и ухаживании в викторианской Англии. В эту выставку они не попали, зато в 2008 году исследовательница подготовила отдельную экспозицию, посвященную этим открыткам.

Находка представляла собой каталог типографии, предлагавший магазинам 44 валентинки с издевательскими картинками и стихами. Как показало дальнейшее исследование, это было не единичное предложение. Такие открытки были популярны примерно с 1840 по 1940 годы. Настоящий расцвет приходится на период между двумя мировыми войнами.

Диапазон интонаций — от щекочущей иронии до шокирующих оскорблений. Злобные высказывания могли касаться профессии получателя, его внешности или пороков, например, склонности к пьянству или обжорству.

Отдельно доставалось суфражисткам, которых пытались анонимно пристыдить, или сообщить, что борьба за право голосовать лишает их сексуальной привлекательности. Иные джентльмены, кажется, скакали за суфражисткой по три дня, чтобы рассказать, как она им безразлична. Сегодня немногое изменилось.

Как к ним относились современники? Осуждали точно так же, как сейчас осуждают троллинг, кибербуллинг и другие порочные забавы, вошедшие в моду благодаря анонимности в интернете. Но покупали и посылали. Сохранилось несколько публикаций в крупных американских и британских газетах, где колумнисты рассуждают об аморальности подобных посланий и разрушении атмосферы праздника. Были и совершенно ужасные случаи убийств и самоубийств. Примерно в 1940-х годах отвратительный обычай сходит на нет.

Таких открыток относительно мало, и они считаются у коллекционеров редкостью. Если обычные, с объяснениями в любви хранили, то эти в основном рвали и жгли. Неприятные ощущения получателя часто усугублялись еще и тем, что отправитель отправлял их наложенным платежом. Получалось, что человек сам платил за то, что его оплевали. Поэтому большая часть дошедших до нас «уксусных» валентинок — это не проданные магазинами и типографиями остатки.

Нам остается только порадоваться, что этой старой недоброй традиции пришел конец. Мы же призываем дарить только хорошие подарки с добрыми, ободряющими надписями и готовы всячески этому содействовать, предлагая сувениры ко Дню святого Валентина и нанесение логотипов, поздравлений на них. Ознакомьтесь с соответствующим разделом нашего каталога!

Похожие записи